Глобальная задача напольных светильников – создание акцентного освещения в нужном месте. Но это не единственная их функция. Грамотно подобранные модели обеспечивают визуальный комфорт, зонируют помещение светом и привносят в интерьер яркие штрихи.
Данная статья-обзор посвящена видам и функциям напольных светильников из премиального сегмента.
Особенности конструкции
У многих напольные светильники прочно ассоциируются с торшерами – еще теми, из советских времен, с большим абажуром на тонкой подставке. Такие конструкции до сих пор актуальны, но наряду с ними существуют и другие формы – напольные фонари и болларды. Последние изначально разрабатывались для подсветки улиц, но быстро нашли применение в наружном освещении частных домовладений, а также интерьеров – жилых и коммерческих.
Но и торшеры сейчас изменились. В некоторых креативных моделях нет ни стойки, ни абажура. Яркий пример – напольный светильник Genesy от Artemide, созданный дизайнером Захой Хадид (Zaha Hadid). Опора и источник света представляют собой цельную структуру, воплощенную в футуристичном полимерном материале.
А здесь налицо классика и креатив в одной модели. Светильник Akane от FARO представляет собой совершенно традиционный абажур, но без каких-либо признаков стойки.
Дизайн и функциональность
Облик светильника – первое, на что обращают внимание. По этому критерию все напольные светильники можно разделить на две категории:
Декоративные. Сильная сторона таких моделей – дизайн. Как правило, здесь фигурируют большие размеры и сложные конструкции. Декоративные светильники ближе к арт-объектам, которые вносят в интерьер нужные штрихи – например, геометрию или восточный стиль. Осветительные возможности ограничиваются только созданием направленного или рассеянного света, без «гибкой настройки».
Оригинальный светильник в индустриальном стиле Oluce Las напоминает объект современного искусства
Торшер Kushi от Kundalini больше ассоциируется с икебаной, чем с осветительным прибором
Дизайнерский торшер Delphinium от Brand van Egmondвыглядит как изысканный цветок из стекла и металла
Функциональные. Их задача – не украшать интерьер, а создавать зрительный комфорт в рамках заданных световых сценариев. Такие светильники, как правило, отличаются минималистичным дизайном и скромными габаритами. В противовес визуальному минимализму идет широкий спектр функций для настройки комфортного освещения: регулировка мощности, цветовой температуры, направления светопотока и т. д. Самая распространенная опция – диммирование. Она позволяет регулировать мощность светопотока в зависимости от условий: почитать книгу, погрузить комнату в романтический полумрак или наполнить ее ярким светом.
В напольном светильнике In Vitro Unplugged, созданном Филиппом Старком (Philippe Starck) специально для Flos, реализована оптическая технология Edge Lighting. Она обеспечивает равномерное рассеивание света при любой удаленности от стен или предметов мебели
Многие дизайнерские модели представляют собой золотую середину между декоративными и функциональными. Пиком функциональности считается совмещение светильников с другими предметами интерьера. Например, торшер Solar от Foscarini может использоваться в качестве коктейльного столика.
Тип размещения
В этом плане все напольные светильники можно разделить на две большие группы: локальные (стационарные) и мобильные. Названия условны, так как локальные светильники, само собой, не приколачивают к полу. Такие модели рассчитаны на размещение в определенном месте с целью создания акцентного освещения. Самый распространенный вариант – возле кресла или дивана, чтобы было удобно почитать книгу или поработать за ноутбуком. Для большинства локальных моделей характерны:
габаритность;
подключение к сети через кабель;
литые металлические элементы в дизайне.
Мобильные напольные светильники рассчитаны на частую смену дислокации. Такие модели легко переносятся с места на место. Они отличаются компактными габаритами и максимальной облегченностью всей конструкции за счет специфических дизайнерских решений. Вопрос подключения решается за счет удлиненного шнура или автономных источников питания.
Лаконичный торшер Vibia Pin – классика локального размещения. Он занимает минимум места и легко переносится к нужному креслу
Его минималистичный собрат – торшер Aj Floor от Louis Poulsen. Одно из лучших творений легендарного дизайнера Арне Якобсена (Arne Jacobsen)
Беспроводной торшер Giulietta GBFBR от Catellani&Smith
Тип освещения
Различают модели с направленным и отраженным (рассеянным) светом. В первом случае светопоток направлен вниз от источника, во втором – отражается от стен или потолка. Светильники первого типа фокусируют свет на небольшом участке, тогда как во вторых светопоток рассеивается, охватывая большую площадь.
Напольный светильник Capitan Flint от Flos – классический торшер. Абажур установлен на поворотный кронштейн, благодаря чему можно управлять направлением светопотока
А в эклектичном торшере Florensis от Artemide свет отражается уже от потолка
Нельзя сказать, что какой-то из типов лучше или хуже, все решает сценарий освещения. Если нужен яркий свет для продуктивной рабочей атмосферы, подойдут модели с направленным светом. Отраженный свет мягкий и приглушенный, создает романтичную или убаюкивающую атмосферу, в зависимости от цветовой температуры и интенсивности освещения.
Напольные светильники с историей
Так называемые культовые модели торшеров – это больше, чем комфорт и престиж. Они оказали заметное влияние на светодизайн и служат бесконечным источником вдохновения для художников и инженеров, работающих в этой нише. Эстетика культовых моделей не зависит от трендов. Это чистое искусство и эпатаж, которые находятся вне времени. Каждая культовая модель облечена в историю, которая объясняет, почему светильник выглядит именно так, а не иначе.
«Арочный» торшер Arco от Flos с мраморным основанием. При разработке этой модели братья Кастильони (Castiglioni) стремились «одомашнить» уличный фонарь, и у них получилось. Эта модель выпускается без малого 60 лет.
А в дизайне торшера Flos Toio братья совместили рыболовную удочку и прожектор, доказав, что границы сочетаемости – только в голове.
«Текучий» дизайн уже упомянутого нами светильника Genesy от Artemide символизирует чувственность форм живой природы. Источником вдохновения для Захи Хадид (Zaha Hadid) служили молодые побеги деревьев.
Культовая серия светильников PH от Louis Poulsen, куда входит и этот торшер, является результатом многолетних изысканий Пола Хенингсена (Poul Henningsen) по «усмирению» слепящего блеска ламп. Система из рассеивателей и отражателей, изобретенная легендарным дизайнером, в 1958 году была настоящим прорывом в светодизайне. Даже по сей день она практически не имеет аналогов.
Подобные культовые модели в интерьере всегда будут признаком тонкого эстетического вкуса.