Catellani & Smith много лет делает погоду на рынке мирового светодизайна. И дело даже не в типично итальянском подходе с его пристальным вниманием к деталям. Основатель фабрики Энцо Кателлани (Enzo Catellani) – человек весьма амбициозный, со смелой риторикой. «Мы придаем свету форму и побеждаем тьму», – вещает Кателлани от имени бренда. Как тут не обратить внимание?
Это не скульптура, а напольный светильник Uomo Della Luce
Светильники Catellani & Smith оправдывают самые высокие ожидания. За каждой моделью стоят месяцы творческих изысканий, направленных на то, чтобы удивлять и впечатлять. Впрочем, и сама история бренда полна удивительных моментов.
Таинственный мистер Смит
В 1989 году 29-летний Энцо Кателлани, трудившийся менеджером в магазине люстр, заметил высокий спрос на креативные светильники и решил сам их создавать. На собственные накопления он открыл мастерскую в небольшом городке Вилья-де-Серио, провинция Бергамо. До того как уйти в торговлю, Кателлани учился кузнечному делу, поэтому первые светильники делал собственноручно. Молодой дизайнер не стал дожидаться, пока его талант заметят и оценят, и решил всячески этому поспособствовать. Благодаря старым связям одна из первых моделей новоиспеченного бренда – настенная лампа Turciù – попала на международную выставку «Франкфуртская ярмарка». И неожиданно для самого Кателлани произвела там фурор. Продукцией Catellani & Smith заинтересовались международные инвесторы.
С этого светильника начался успех Catellani & Smith
Чтобы подогреть интерес к бренду, Кателлани придумал мистификацию. Он представлялся мастером, который воплощает в металле творения талантливого архитектора Логана Смита. Этого самого мистера Смита никто не видел. В глазах потребителей он был талантливым отшельником от светодизайна, который транслировал свои идеи через молодого Энцо. И лишь спустя много лет Кателлани признался, что выдумал мистера Смита. Только фамилия была реальной – Смитом звали скаковую лошадь Кателлани, которую он когда-то собственноручно подковал.
Гибкий подход
Успех лампы Turciù вдохновил Кателлани на создание одноименной линейки светильников, изюминкой которой стали гибкие кронштейны. Это решение обеспечило дизайну максимальную вариативность: высоту и направление плафона можно менять по своему вкусу.
После коллекции Turciù была Albero della Luce, где Кателлани тоже использовал идею гибких кронштейнов. Напольный светильник в виде дерева, каждая ветвь которого увенчана источником света, покорил сердца эстетов. Данная коллекция вознесла Энцо Кателлани на уровень топовых итальянских светодизайнеров.
Напольный светильник Albero della Luce
Солнце и Луна
В 1995 году Catellani & Smith выпустил коллекцию Luci d’Oro, которая дала начало целому периоду в истории бренда. Дизайнер черпал вдохновение в стихиях: пламени и солнечном свете. Здесь он впервые задействовал преломление светового луча как эстетический прием. Свет, отраженный металлическим диском, напоминает лучи садящегося солнца или отблески разгорающегося пламени. Эта же концепция реализована в более поздней коллекции Lederam.
Подвесной светильник Lederam
В следующей коллекции Stchu-Moon Кателлани вдохновляется уже холодным светом Луны. Внутренняя поверхность плафона напоминает рельеф ночного светила.
Подвесной светильник Stchu-Moon
Простые истины
В 2000 году Кателлани временно отошел от эстетики стихий и обратил внимание на быстро развивающееся направление архитектурного света. Коллекция светильников Lucenera воплощает замысел отвлечь внимание от дизайна, сделав акцент на направлении и мощности светового потока. Этого удалось достичь за счет сочетания карбоновых трубок и любимых Кателлани гибких кронштейнов.
Все светильники из коллекции Lucenera выглядят предельно лаконично и сливаются с интерьером – как и было задумано
Семейный подряд
Сейчас над созданием новых моделей вместе с Энцо Кателлани работают его дети, Тобиа и Джулия. Производство сосредоточено в том же городе, где когда-то зародился бренд – Вилье-де-Серио. Все светильники Catellani & Smith – итальянские до последнего винтика.
Энцо Кателлани полон ярких идей
Кателлани не стремится нарастить обороты за счет переноса производства куда-нибудь в Китай или Индию, как делают многие крупные бренды. И это замечательно.