Artemide стоит в одном ряду с такими иконами светодизайна, как Louis Poulsen, Flos, Ingo Maurer. Светильники этого бренда представлены в экспозициях крупнейших музеев современного искусства. Именно Artemide одним из первых начал продвигать философию «удобного освещения», способного влиять на настроение и самочувствие. Девиз бренда краткий и в то же время очень емкий – Human Light. Продукция Artemide создается вдохновленными людьми, чтобы другим людям было светло и комфортно.
Фантастический светильник Artemide Copernico
В 2021 году бренд разменял седьмой десяток со дня основания. Давайте посмотрим, как формировались фирменный стиль и философия Artemide за эти годы, что изменилось, а что осталось неизменным.
1960–1970: первый светильник и первое признание
«Отец» бренда Эрнесто Джизмонди (Ernesto Gismondi) родился в 1931 году в Сан-Ремо. В 1957 году он окончил политехнический институт в Милане по специальности «авиационная инженерия», а через 2 года – по специальности «ракетостроение». Молодому Эрнесто была прямая дорога в конструкторское бюро, разрабатывать самолеты и космические корабли. Но все изменило знакомство с дизайнером Серджио Мацца (Sergio Mazza), который был ровесником Джизмонди. Уже в 24 года Мацца основал собственную студию в Милане, и к концу 50-х уже сделал себе имя в дизайнерских кругах.
В 1959 году Мацца придумал настольную лампу Alfa на массивной мраморной подставке. При разработке он консультировался с Джизмонди, который, будучи инженером, по-другому смотрел на многие моменты дизайна.
Лампа Alfa до сих пор остается бестселлером бренда. Ее дизайн почти не претерпел изменений
Новая лампа стала хитом продаж, что побудило Мацца и Джизмонди основать отдельный бренд светодизайна – Artemide. Но Мацца быстро отошел от дел, предпочитая сотрудничать с другими торговыми марками, тогда как его напарник вложил все силы и энергию в развитие собственного детища.
Эрнесто Джизмонди на фоне культовых светильников Artemide
Джизмонди приглашал к сотрудничеству молодых итальянских индустриальных дизайнеров, которые не плыли по течению трендов, а демонстрировали собственный яркий стиль. В 1965 году Artemide впечатлил рынок освещения концептуальной моделью Polluce. Этот минималистичный и бесконечно элегантный светильник спроектировали Энцо Мари (Enzo Mari) и Анна Фасолис (Anna Fasolis).
А через 2 года Artemide завоевал престижную награду в нише промышленного дизайна – Compasso d’Oro. Ее удостоилась настольная лампа Eclisse, созданная Вико Маджистретти (Vico Magistretti).
1970–1990: масштабирование и новые технологии
Это десятилетие стало во всех смыслах прорывным. В 1972 году в городке Прегнана Миланезе открылся первый производственный цех Artemide. Предыдущие модели создавались на фабриках других брендов. В этом же году Ричард Саппер (Richard Sapper) придумал архитектурный светильник Tizio, в котором впервые использовался галогенный источник света.
Лампа Artemide Tizio выпускается и по сей день в двух вариантах: с галогеновым источником света и LED
В 1975 основатель бренда Эрнесто Джизмонди дебютировал в качестве дизайнера. Созданная им настольная лампа Sintesi соответствовала оформившемуся к тому времени стилю бренда: необычная и функциональная.
Artemide Sintesi – дизайнерское переосмысление предыдущего бестселлера Tizio
В 1980 году открылся первый филиал Artemide в США. В дальнейшем американское подразделение бренда сконцентрировалось на серийном производстве, а итальянское – на разработке новых технологий. В 1985 году там создали прообраз модульной системы освещения – потолочный светильник Aton Barra. В дальнейшем архитектурные светильники оформились в отдельное направление, Artemide Architectural.
Потолочная система освещения Alphabet of Light – эволюция архитектурных светильников Artemide
В 1989 бренд взял еще одну премию Compasso d’Oro – за настольную лампу Tolomeo. Со временем она стала одним из самых ярких символов итальянского дизайна в интерьерном освещении.
1990–2000: манифест света
За 30 лет существования Artemide сделал достаточно, чтобы считаться лидером в создании освещения. Но сеньор Джизмонди хотел большего – создать легенду, культ, который станет маяком в нише светодизайна. Поэтому в преддверии миллениума бренд начал активно развивать концепцию «человеческого света», через который можно управлять эмоциями и настроением. В 1996 году эта концепция оформилась в манифест Human Light, четко отражающий позицию бренда: свет должен служить человеку и делать его жизнь удобнее.
Напольный светильник Artemide Reeds
Потолочный светильник Artemide Calipso
2000 год отмечен сразу двумя важными вехами в истории Artemide. Во-первых, бренд выпустил две первые модели светодиодных ламп: Sui от Карлотты де Бевилаква (Carlotta de Bevilacqua) и Kaio от Эрнесто Джизмонди. Начиная с этого года, светодиодные источники света начали активно использоваться в продукции бренда. А во-вторых, в этом году выпущена коллекция Modern Classic, куда вошли все культовые модели светильников Artemide.
2000 – наши дни
За последние 20 лет Artemide привнес в светодизайн больше, чем многие другие бренды за всю историю своего существования. Он остается верным выбранному ориентиру: углублять и улучшать технологии, которые делают освещение комфортнее. Инженеры бренда исследуют взаимодействие света со звуковыми и воздушными колебаниями, экспериментируют с цветовой температурой и передачей данных через световой поток. В 2017 году Artemide презентовал фирменное приложение для управления световыми сценариями, к которому можно подключить светильник из любой коллекции.
А еще бренд регулярно выпускает новые концептуальные светильники. Новинка 2021 года – настольная лампа Bonta, разработанная совместно с известным шеф-поваром Давиде Олдани (Davide Oldani), которую можно использовать как миску для фруктов или сладостей. Artemide в очередной раз сломал стереотипы и доказал, что истинное искусство светодизайна не имеет границ.
Что общего у настольной лампы и тарелки? Правильный ответ – Artemide Bonta
В салоне «Светильники» на Малой Ордынке уже много лет существует корнер Artemide, где представлены самые яркие и интересные модели из разных коллекций бренда. Заходите в гости – возможно и вам захочется унести домой шедевр итальянского светоискусства.